1. Введение

1.1. Первая программа

Как вы уже знаете, алгоритм – это последовательность команд, понятных исполнителю, их выполнение приводит к решению поставленной задачи. Одним из лучших исполнителей является компьютер. Алгоритм, записанный на языке программирования, называется программой. Команда алгоритма, записанная по правилам языка программирования, называется оператором. В паскале после каждого оператора ставится точка с запятой ‘;’. Перед первым оператором программы пишется слово begin, после последнего оператора слово end с точкой (end.). Операторы образуют тело программы.

Для того, чтобы вывести информацию на экран компьютера, существует оператор write. Информация, которую нужно вывести, пишется в скобках после слова write. Если нужно вывести на экран строку текста, то она заключается в апострофы. Первый пример-программа, выводящая на экран слово «привет».

begin

write(‘привет’);

end.

Если после вывода информации на экран нужно перейти на следующую строку экрана, вместо оператора write нужно использовать writeln. Например, для вывода на экран двух строк стихотворения нужно написать программу

begin

writeln;

writeln(‘Под небом голубым’);

writeln(‘Есть город золотой’);

end.

Здесь первый оператор writeln ничего не выводит на экран, а просто переходит на следующую строку.

задачи

  1. Набрать программу, выводящую на экран произвольное четверостишие. Запустить программу при помощи CTRL+F9. Если компьютер нашел ошибки, исправить их, затем еще раз запустить. Посмотреть результаты работы при помощи ALT+F5. Сохранить программу.

1.2. Цвет текста.

Разумеется, хочется, чтобы все выглядело красиво. Для этого в Паскале есть много возможностей. Начнем их изучать.

Вы наверняка помните, как разрабатывали собственные процедуры при работе с кенгуренком ROO. В Паскале тоже имеется возможность создавать свои процедуры. Мы этим займемся позже. Гораздо важнее то, что сотни процедур уже были созданы до нас, и мы их запросто можем использовать в своих программах. И уже использовали, так как write и writeln – процедуры. Оператор

write(‘привет’);

называется оператором вызова процедуры. В дальнейшем вы узнаете много других полезных процедур. А в программе все они вызываются одним и тем же способом – пишется имя процедуры, а далее в скобках перечисляются ее параметры. Действие процедуры зависит от значений параметров, которые вы укажете в скобках. Параметры каждой процедуры и их назначение строго определены, и, если их перепутать, то процедура сделает совсем не то, что вы от нее ожидаете. Процедуры write и writeln являются исключением. У них может быть любое количество параметров.

Некоторые процедуры (например, write) можно использовать в программе без подготовки, они «зашиты» в Паскаль. Но большинство процедур находятся в отдельных файлах – модулях, и если вы хотите использовать эти процедуры, нужно в самом начале программы, еще до begin, подключить их модуль. Для этого в программу можно вставить специальный раздел, начав его словом uses.

Куча полезных процедур, позволяющих работать с цветами, звуком, клавиатурой находятся в модуле CRT. В начале программы нужно написать

uses crt;

Полезные процедуры модуля CRT:

textcolor(2);

Устанавливает цвет текста, который будет выводиться на экран операторами write и writeln. Весь текст, который будет выводиться на экран после выполнения этого оператора, будет иметь цвет 2.

textbackground(4);

Устанавливает цвет фона.

clrscr;

Очищает экран и закрашивает его цветом фона.

Пример

uses crt;

begin

textbackground(6);

clrscr;

textcolor(2);

writeln(‘литература’);

textcolor(4);

writeln(‘математика’);

end.

При работе этой программы сначала будет произведена заливка экрана цветом 6, далее будет выведено слово литература цветом 2, затем слово математика цветом 4.

Задачи.

2. Залить экран зеленым цветом и вывести разноцветное стихотворение.

1.3. Переменные

Программа постоянно должна запоминать различные числа, буквы, строчки, рисунки и другие объекты. Все они называются данными. Для хранения данных используются переменные. Переменная – это область оперативной памяти компьютера, которой присвоено имя. Для того, чтобы записать в переменную какое-нибудь значение, нужно использовать оператор присваивания, содержащий :=, например

x:=8;

После выполнения этого оператора компьютер запишет в переменную x число 8.

В правой части оператора присваивания можно записать выражение, содержащее имена переменных, например

y:=x*x-(10-x)*2;

Компьютер возьмет значение переменной x, вычислит значение выражения, а результат запишет в переменную y. В нашем случае y будет равно 60.

Возможна и такая запись

x:=2*x-y;

Компьютер возьмет значения x и y, вычислит значение выражения, а результат опять запишет в x. После этого x будет равно -44.

Еще один способ записать в переменную какое-нибудь значение – прочитать его с клавиатуры при помощи процедуры readln, например

readln(x,y,z);

Если компьютер при выполнении программы встречает эти операторы, то выполнение программы приостанавливается. Компьютер ожидает, когда с клавиатуры будут введены через пробел три числа и нажата клавиша ENTER. Первое число будет записано в переменную x, второе – в y, третье – в z. Перед оператором readln разумно поместить оператор writeln, который выдаст на экран запрос, поясняющий, какие числа следует ввести с клавиатуры и в чем их смысл

Естественно, что переменные, в которых хранятся текстовые строки, и переменные, в которых хранятся целые числа, отличаются друг от друга и по размеру, и по свойствам. Эти переменные имеют различные типы (для хранения целых чисел используется тип integer, а для хранения строк – тип  string).

Любые переменные, которые используются в программе, должны быть описаны. Для этого до тела программы должен находиться раздел описания переменных. Этот раздел начинается с ключевого слова var, в нем перечисляются все имена переменных и их типы, например

var

 i,j,k: integer;

s1,f: string;

Список имен отделяется от типа двоеточием.

Процедуры write и writeln выводят на экран свои параметры, включая:

  • строки текста (в этом случае строка заключается в апострофы)
  • числа
  • значения переменных
  • значения выражений

Например

writeln(x,y,12,’привет’,x*x-2);

После выполнения этого оператора на экран будут выведены значения переменных x и y, число 12, слово привет и значение выражения x*x-2. Параметры процедур write, writeln выводятся на экран «сплошным потоком», никак не отделяясь друг от друга. Например, если x=12, y=23, то оператор write(x,y) выведет на экран 1223. Один из способов разделить числа – вывести между ними строку с пробелом: write(x,’ ‘,y), в результате получим 12 23. Можно использовать строки еще эффективней: write(‘x=’,x,’ y=’,y) выдаст на экран x=12 y=23.

Пример. Ввести с клавиатуры длины сторон прямоугольника и вывести на экран его площадь.

Решение.

var a,b,s:integer;

begin

 writeln(‘введите через пробел длины сторон прямоугольника a, b’);

 readln(a,b);

 s:=a*b;

 writeln(s);

end.

Задачи.

  1. Ввести с клавиатуры длину стороны квадрата и вывести на экран его площадь.
  2. Что и какого цвета выведет на экран программа?

uses crt;

var x,y,z:integer;

begin

clrscr;

textbackground(6);

x:=2;

textcolor(x);

y:=8*x-1;

writeln(‘y=’,y);

z:=x+y-4;

y:=y+z;

textcolor(4);

writeln(‘новое y=’,y);

end.

Обратите внимание, в каком порядке следуют разделы программы.

  1. Ввести с клавиатуры длины сторон прямоугольника и вывести на экран его периметр.
  2. Ввести с клавиатуры длины ребер прямоугольного параллелепипеда и вывести на экран его объем, площадь поверхности и периметр
  3. Ввести с клавиатуры значения переменных x и y и поменять их местами, то есть в переменную x записать значение y, а в переменную y записать значение x.